Право на мнение. Каждый ли может высказаться?


Сегодня среди россиян все больше распространяется убеждение, что от них ничего не зависит. Причем оно касается не только политической активности, но и многих чисто бытовых моментов, которые напрямую влияют на качество нашей жизни.

Говорят, что люди делятся на три категории:

  1. Тех, кто изменяет мир.
  2. Тех, кто следит за их успехами.
  3. Тех, кто искренне удивляется произошедшим изменениям.

Похоже, в нашем обществе начинает преобладать последний тип. Причем начался этот процесс даже не вчера. Оправданием для подобных людей всегда служит один и тот же аргумент «а что я могу один?».

С формальной точки зрения он звучит чуть ли не безупречно. Однако на самом деле любые крупные изменения складываются из незначительных на первый взгляд поступков. Даже если число неравнодушных людей не превышает одного из ста, то, объединившись, они станут представлять внушительную силу (прежде всего, благодаря не числу, а своей активной жизненной позиции).

Благо существует инструмент, который позволяет, не затрачивая больших усилий, сделать так, чтобы твое мнение оказалось услышанным. Речь идет о социологических опросах. Многие россияне почему-то относятся к ним иронично, полагая, что пользы от подобных мероприятий нет никакой.

Другие считают, что результаты все равно будут подтасованы в интересах той или иной политической силы. На самом деле подобные исследования в большинстве случаев касаются вопросов, которые имеют чисто бытовое измерение.

Довольны ли вы обслуживанием в соседней парикмахерской? Что можно сделать для улучшения работы школ? Вот типичные вопросы, которые обычно задают организаторы различных социологических исследований.

Однако они могут быть и более абстрактными. Например, о том, как вы относитесь к мигрантам или другим группам населения. Из ответов складывается картина современного российского общества, а потому они должны быть максимально искренними. В конце концов, власть всегда прислушивалась к «гласу народа». Она и сегодня заинтересована в том, чтобы знать мнение рядовых россиян.

Существует и еще один аргумент, говорящий в пользу участия в социологических опросах. Кому-то он может показаться несущественным. Речь идет о том, что многие центры, которые проводят соответствующие исследования, готовы платить за участие в опросах. Суммы, как правило, невелики, но и от респондентов требуется всего лишь заполнить анкету.