Перспективы продолжения программ утилизации автомобилей


За последние несколько лет программа утилизации автомобилей несколько раз вводилась в работу и радовала наших граждан. В этом году работает программа, запущенная в 2014 году и продленная на 2015. Но многие хотели бы знать, существуют ли перспективы продления программы на следующий год и мнение правительства страны о целесообразности такого длительного ее действия.

Об истории программы

Впервые она была запущена в 2010 году, и старт ее произошел в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Уже тогда было очевидно, что широкому внедрению системы обмена старых автомобилей на новые мешает то, что в стране практически отсутствуют специализированные мощности по переработке автомобилей, подлежащих утилизации.

Для этого требуются специальные технологии, внедрение которых бюджетом не предусмотрено. Развитие системы таких производств стало одним из приоритетов Минпромторга, надо отметить, что к настоящему времени определенные шаги в направлении создания такой системы сделаны.

Но до сих пор разборка машин происходит почти вручную, а это приводит к тому, что из-за высоких издержек на переработку  цена черного металлолома сейчас держится на достаточно низком уровне. 

Действующая сейчас программа позволяет и отправить автомобиль в разбор и получить за это реальные денежные суммы, и избавиться от старого автомобиля по системе trade-in. Плюсами программы, по мнению и пользователей, и организаторов, являются:

  • стимулирование развития автомобильной промышленности в стране;
  • возвращение в оборот и в производство металлов, входящих в состав автомобилей;
  • улучшение экологической обстановки.

Будущее программы

Каждый пункт приема металлолома в СПб строит свою стратегию развития исходя из того, что программы утилизации будут существовать постоянно. И к этому все идет. Наряду с проектами строительства заводов по переработке разрабатывается и логистическая составляющая, которая должна обеспечить снижение транспортных издержек и повысить эффективность программы.

При этом руководство Минпромторга уже в начале 2015 года отмечало, что программа этого года будет работать до тех пор, пока полностью не будут израсходованы выделенные на ее реализацию бюджетные средства в размере 100 миллиардов рублей.

Вероятно, в связи с сегодняшней кризисной ситуацией, программа 2014 года будет продлена до конца 2015. В дальнейшем многое зависит от позиции Центробанка, так как слишком высокая ставка банковского процента может сделать невозможным и развитие мощностей по переработке, и привлечение средств на финансовое обеспечение утилизации.

При том, что объектами утилизации может стать до половины машин, ездящих  или навсегда вставших во дворах России, и 90% машин отечественной сборки, Минпомторгу все же придется принимать решение о повышении статуса разовых мероприятий до ранга постоянной политики, позволяющей повысить качество жизни граждан. Практически во всех странах Европы именно так и происходит.