«Ивантеевский стрелок» вскрыл жуткий хаос в жизни российских школ


«Ивантеевский стрелок» вскрыл жуткий хаос в жизни российских школ
«Ивантеевский стрелок» вскрыл жуткий хаос в жизни российских школ

После инцидента в ивантеевской школе подмосковные чиновники и учителя осознали, что «спокойная жизнь» закончилась. Какую панацею от вооруженного насилия в школах они предлагают и есть ли в этом смысл?

Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова предложила в пятницу усилить контроль безопасности в школах, вплоть до личного досмотра учеников, как это делается при входе на вокзалы. 

В следующий четверг руководители школ должны будут представить уполномоченной свои предложения, как предотвратить ситуации, подобные той, что произошла в школе № 1 в Ивантеевке.

Хватит расслабляться

Здесь нет нужды изобретать велосипед, потому что правовой инструментарий уже существует и на региональном, и на федеральном уровне. Но мы хотим понять, почему при наличии всех необходимых законов они не работают на практике, сказала Ксения Мишонова kaponews.ru.

Мы все понимаем, что такие ситуации в школе только выходят на поверхность, а причина их — за ее пределами, в семье. Но все равно это звенья одной цепи. С нашей стороны мы можем повлиять на ситуацию с охраной объектов, где находятся дети,говорит она.

Сейчас школы охраняются силами ЧОПов, при этом количество охранников никак не соотносится с числом учащихся. И школу, в которой обучаются сто человек, и в которой обучается тысяча, охраняет один чоповец. И он никак не может разорваться. Даже если не происходит никакого ЧП, а ему просто надо отлучиться в туалет, вход в школу остается без присмотра.

Сейчас нет алгоритмов, кому и как действовать в подобных ЧП. Мы до сих пор охраняем школы от опасности извне. Но теперь уже ясно, что опасность изнутри не меньшая, а может быть, даже бОльшая. Но мы к тому, как реагировать на опасность изнутри, оказались не готовы,признаётся Мишонова.

Учителя должны перестать жить «расслабленной» жизнью, призывает детская правозащитница. Например, если опоздание в школу малышей не вызывает тревоги, то когда на урок опоздал девятиклассник, это сразу должно вызывать подозрение. Такого старшеклассника опасно пропускать в школу без досмотра или хотя бы без консультации с его родителями.

Мы ведь сейчас не имеем права ребенка на входе в школу остановить, даже прикасаться к нему противозаконно, не говоря уже о его личном и его вещей досмотре. То есть я предложила учителям найти за неделю способ, как мы можем не пустить ребенка в класс, не нарушая при этом никаких законов, региональных и федеральных,объясняет чиновница.

«Ивантеевский стрелок» вскрыл жуткий хаос в жизни российских школ

Задача, которую Мишонова поставила перед подмосковными учителями, звучит так: определить алгоритм поведения персонала школы, если подросток пришел туда в неадекватном состоянии. При этом вторично, в чем этот неадекват выражается — в алкогольном или наркотическом опьянении, в возбужденном или, наоборот, подавленном эмоциональном состоянии.

Мишонова не призывает учителей «множить ненужные сущности», подчеркивая, что надо просто применять существующие нормы безопасности в существующих школах.

Есть утвержденные требования безопасности при проходе в метро, на стадион, в любые места массового скопления людей. Но металлодетекторы есть не во всех школах. Это всё — человеческий фактор. Меня удивило, что на моей встрече с учителями Ивантеевской школы № 1 они были настроены не на то, как решить проблему, а на объяснение, почему это сделать нельзя,удивляется она.

Жить по-старому, в сладком полусне, в школьной среде теперь уже невозможно. Да, подростки всегда были и всегда будут крайне эмоционально ранимы и потому безжалостны. Но никогда раньше у них не было таких технических возможностей вымещать свой дискомфорт на окружающих.

Надо кончать философствовать о том, как всё в школе замечательно, а смотреть в лицо реалиям: что ваши замечательные ученики могут прийти в школу с оружием. Такой подход для учителей непрофессиональный,резюмирует Мишонова.

«Ивантеевский стрелок» вскрыл жуткий хаос в жизни российских школ

Вооружен и неприкосновенен

Адвокат Александр Никитин, бывший защитником по назначению у «школьного стрелка» Сергея Гордеева в 2014 году, соглашается с подмосковной уполномоченной в том, что нет нужды «городить огород» там, где надо просто не лениться применять уже существующую правовую базу и требования безопасности.

Охранники в школах и сейчас имеют право попросить любого входящего, совершеннолетнего или несовершеннолетнего, предъявить содержимое своей сумки или карманов. Если человек отказывается, тогда охранник имеет право не разрешить такому человеку входить в помещение, которое находится под охраной,сказал он kaponews.ru.

Однако адвокат не согласен с омбудсменом в том, что существующая правовая база позволяет полностью обезопасить школы от «внутренней угрозы».

По его словам, здесь возникает серьезная дилемма. Наличие у человека оружия в России (в отличие от США, например) само по себе является основанием для подозрений в его добрых намерениях. Но остановить школьника — и вообще любого гражданина — на входе в школу с оружием, по существующим законам, можно лишь в том случае, если он вошел в учебное заведение с винтовкой наперевес. А если он спрятал маленький травматический пистолет под одеждой или пронес его в портфеле?

Личный досмотр — это, по букве закона, процессуальное действие. Оно не может проводиться просто по чьему-то капризу, будь то полицейский или школьный охранник. Для этого должны быть веские основания подозревать, что этот человек может представлять опасность для окружающих, что он готовит преступление,разъясняет Никитин.

В феврале 2014 года в московском районе Отрадное 15-летний Сергей Гордеев в здании своей школы убил из винтовки учителя, полицейского и еще одного тяжело ранил. Гордеев пронес в школу оружие именно под полами верхней одежды. 

Загрузка...