Денис Вороненков: «Любой приговор суда по уголовным делам требует доказательств»
18 июня в Совет Федерации поступил принятый накануне Государственной Думой в 3-м чтении закон, меняющий ст. 90 УПК и лишающий приговоры, вынесенные в особом порядке, преюдициального значения для дел по тем же преступлениям, но в отношении не признавших свою вину граждан.
Несмотря на то, что обычному гражданину было бы непросто разобраться в сути принятых Госдумой поправок, они крайне важны с точки зрения уточнения российской правоприменительной практики, считает один из соавторов новой редакции ст. 90, член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Денис Вороненков (КПРФ). По мнению депутата, поправки должны сделать невозможной ситуацию, когда человека осуждают на основании обстоятельств, зафиксированных в приговорах, которые вынесены их признавшим вину подельникам.
«Получалось так: одному человеку вынесли приговор, основанный не на представленных суду доказательствах его вины, а, к примеру, на основе его добровольного признания, или в силу его сделки с правосудием, или в связи с дознанием в сокращенной форме. После этого приговор вступал в силу, и, говоря юридическим языком, считался истинными. Соответственно, обстоятельства, уже установленные данным решением, в новом деле, по которому проходил совсем другой человек, принимались без дополнительной проверки», — разъясняет ситуацию Д. Вороненков.
Ситуация, при которой приговор фактически выносится без исследования доказательств, показалась депутатам неприемлемой. В пояснительной записке к закону его авторы отмечают, что следственные органы заключают сделки с некоторыми обвиняемыми, выделяют их дела в отдельное производство, и затем суды рассматривают их в особом порядке.
«Обстоятельства, установленные этими приговорами, признаются установленными и по основному делу без проверки», — отмечается в пояснительной записке к поправкам. Их авторы указывают, что после этого суды могут вынести обвинительный приговор и по основному делу, положив в основу только признательные показания одного из участников производства.
«Фактически, Уголовно-процессуальный Кодекс предрешал приговор, при этом и расследовать ничего вроде и не надо было: все, якобы, уже «выяснилось». На самом деле, существует масса фундаментальных причин, по которым вина человека должна быть доказана конкретными фактами. Иначе риск судебной ошибки существенно возрастает, а гражданин, по сути, теряет фундаментальное право на защиту в суде своей невиновности», — считает Денис Вороненков.
Смотреть HD
видео онлайн
бесплатно 2022 года