Бизнес по Китайски


Компания Apple потеряла возможность использования бренда iPhone в Поднебесной по решению суда. Однако, это не единственная проблема компании на рынке Китая. Особенности азиатского бизнеса могут поставить под угрозу всю работу i-компании на этой территории.

Потеря прав на бренд iPhone

По итогам года доходы Apple в Китае сократились на 15%, а за последний квартал – более чем на четверть. Подводные камни в ведении бизнеса на территории Поднебесной встречаются в самых неожиданных местах. Так, споры вокруг бренда iPhone завязались с компанией Xintong Tiandi Technology, которая вообще не имеет отношения к производству смартфонов и прочих гаджетов. Основная сфера работы этой фирмы – выпуск различных изделий из кожи, в том числе и чехлов для смартфонов, которые продаются под брендом iPhone еще с далекого 2007 года. В тот год компания Apple только представила миру свой первый смартфон, а заокеанские продажи начала и того позже – в 2009-ом. Удачное для китайцев совпадение или что-то большее? Уже не столь важно. Фактом остается то, что в Apple затянулась регистрация бренда на территории Китая до 2012 года, а столкнувшись с трудностями – подали в суд на Xintong Tiandi Technology. Американцы проиграли это дело, суд решил – китайский бренд был зарегистрирован еще до того, как название iPhone досталось культовому ныне смартфону. Апелляция, поданная Apple в Пекинский Верховный суд, так же была отклонена, после чего i-компания была навсегда лишена прав на термин iPhone в Китае.

Давление властей и местных производителей

К слову, это далеко не первое проигранное дело компании в Поднебесной. Четыре года назад Apple выплатила 60 миллионов долларов по делу о бренде iPad, а в апреле этого года решением властей Китая в этой стране были закрыты две «яблочные» площадки, специализирующие на продаже фильмов и книг онлайн.

Хотя рынок Поднебесной всё еще остается финансово привлекательным для i-компании, противостоять местным особенностям бизнеса становится все труднее. Не смотря на ощутимые потери прибыли, главным на территории Китая для Apple остается отнюдь не монетизирование их трудов. Чуть менее половины роста всей компании обеспечивается за счет ее работы в Китае. А потому IT-магнаты продолжат свою деятельность на этой земле, даже если годовой отток средств достигнет 15%.

Другая сторона «азиатских» проблем – высокая конкуренция с местными производителями смартфонов, которые уверенно пользуются недоступными иностранцам привилегиями. По итогам 2015 года охват китайской аудитории для Apple составил 4%, что превысило продажи корейского Samsung, однако вскоре ситуация может измениться – из-за кризиса китайцы продолжают делать выбор в пользу гаджетов местных конкурентов Apple.

Беря в расчет все трудности, характерные для рынка Китая, глава Apple Тим Кук не настроен прекращать работу компании в Поднебесной. Главным его аргументом выступает уверенность в стабильности ситуации на территории Китая, однако некоторые инвесторы уже выражают свой скептицизм. Союз властей и IT-магнатов Поднебесной может серьезно ударить по позициям американцев.