«Старик и море», анализ повести Хемингуэя


Эрнест Хемингуэй закончил свою повесть «Старик и море» в 1951 году. Произведение необычное, наполненное философским смыслом. Автор постарался перенести в нее тот опыт, который накопил в течение жизни.

Данное великолепное произведение давалось Хемингуэю непросто. Он многократно переписывал эпизоды, анализировал рассуждения главного героя. В результате в повести появилось много лирических отступлений. Каждый новый отрывок повести автор неизменно показывал своей жене Мэри и по ее реакции понимал, что создал нечто действительно достойное.

Позднее Хемингуей сказал, что повесть вполне могла вылиться в роман, однако, он не стал этого делать по причине того, что большое число действующих лиц и переплетение сюжетных линий используются в литературе давно. Автор же хотел создать нечто необычное

В основу идеи повести лег 103 псалом Давида. То есть, повесть представляет собой прославление Творца.

Конечно, в ней нет прямого воспевания Бога, но подразумевается в канве сюжета. Кроме того, реминисценции можно обнаружить в образах героев повести. В частности, имя мальчика Манолин, это ласкательный вариант Эммануил.

А это имя является одном из имен Иисуса Христа. Да и самого старика зовут Сантьяго. Это то же самое, что ветхозаветный Иаков. Религия прослеживается в рассуждения старика о жизни и т.д.

Хемингуей в качестве основной художественной идеи постарался показать способность человека воспринимать окружающую его красоту и величие природы. Но не просто воспринимать, но и находить свое место среди этого величия.

Если рассматривать одинокого рыба в море, как символический образ, то море представляется бесконечным океаном нашей жизни, по которому движется человек – старик. Рыба также глубоко символична. Рыбу можно сравнить с сами Создателем, который живет в каждом своем творении, в душе каждого верующего человека.

Обратите внимание, старик не считает себя религиозным человеком, но, когда приходят трудности, он начинает читать молитвы и просить Пресвятую Деву о помощи. Это обобщающий образ всех людей, которые в минуты радости не вспоминают о боге, но, когда приходят несчастья, становятся истово верующими.

Показательна концовка повести. Старик в конце концов ловит рыбу, отбив ее у акул, но ему достается лишь разорванная туша. Он понимает, что такая рыба бесполезно. Ей не насытится. Получается, что он убил одно из красивейших творений Творца просто так. Старик извиняется перед рыбой.

Стоит отметить, что «Старик и море» с самого начала создавалась не для критики окружающего мира, а для того, чтобы показать правила нашей жизни, где для каждого существа есть свое место. И даже если человек вынужден убивать, это не значит, что он должен превращаться в бездушного зверя. Всегда есть место любви и состраданию.

Загрузка...